Когда речь заходит о виртуальных мирах, большинство представляет себе обширные компьютерные сети и 3D-игры. Игровая индустрия действительно является движущей силой в развитии новых пространств и миров. Но и многие другие области и профессии также выигрывают от достижений в области компьютерных технологий: врачи и архитекторы, инженеры и социологи, военные и психологи. Виртуальные миры изменят в будущем всю жизнь. И они делают это уже сегодня.

Тяга человека к реальному изображению

Попытка отобразить воспринимаемый мир проходит через всю историю человечества, начиная с пещерных рисунков в каменном веке. С годами методы реалистичного изображения стали более отточенными.

Еще в эпоху Возрождения художники пытались создать трехмерный эффект с помощью центральной перспективы, как бы заставляя зрителя «участвовать» в картине. Цель состояла в том, чтобы размыть расстояние между изображением и зрителем. В конце 1930-х годов венгерский теоретик в области кинематографа Бела Балаж сформировал концепцию «погружения» в искусственный мир с нарушением пространственных границ. Но первые небольшие шаги в виртуальной реальности были сделаны только с появлением компьютерной техники.

Термин «виртуальный» имеет свое происхождение во французском языке и означает «кажущееся настоящее». Первоначально этот термин использовался главным образом в физике и геометрии, пока, наконец, его не перехватили компьютерные ученые. Когда в 80-х годах компьютеры стали быстрее и мощнее, появился новый термин – «виртуальная реальность».

С тех пор виртуальная реальность определила компьютерную среду, представляющую реальность и ее физические свойства, в которых можно перемещаться и взаимодействовать в действительном времени. Целью является достижение максимально возможной степени погружения. Это означает, что все чувства должны ощущаться как можно более реальными, пока, в идеале, виртуальный мир не сольется с реальным.

Как перехитрить чувства

Чтобы добиться успеха и сделать иллюзию совершенной, необходимы технические средства. Пользователь не должен помнить, что он находится в искусственно созданной системе. Для отображения виртуальных миров вместо экрана используется шлем виртуальной реальности. Он отделяет пользователя от внешнего мира и проектирует два изображения на экраны внутри шлема через специальные линзы, чтобы создать иллюзию пространственного зрения. Шлем имеет громкоговоритель для воссоздания звука и может определять положение тела и головы.

Но следует учитывать также тактильные ощущения, чтобы можно было потрогать и почувствовать виртуальные объекты. Информация о форме, текстуре и температуре объекта получается с помощью перчаток, которые стимулируют нервы рук воздушными подушками, вибрацией и электрическими импульсами.

Система виртуальной реальности под сокращенным названием CAVE имитирует виртуальный оптический и акустический мир непосредственно в помещении, в которое можно войти. На трех-шести сторонах куба размером с комнату проецируются изображения, которые воспринимаются трехмерно в специальных очках. Одновременно в таком помещении могут находиться до шести человек, что дает возможность поделиться виртуальным опытом с другими.

Для перемещения по виртуальному пространству недостаточно только мыши и клавиатуры. Все тело должно двигаться. Данные датчиков шлема, перчаток и костюма виртуальности преобразуют естественные движения в считываемую компьютером информацию.

Использование виртуальности на практике

Пройдут еще десятилетия, пока появится возможность полностью соединить сложные виртуальные миры с реальностью. Тем не менее частично виртуальность используется уже сегодня. Реальность дополняется виртуальными средствами – речь идет о расширенной реальности.

Например, в имитации полета в пилотной подготовке или в вооруженных силах США учебные маневры происходят в виртуальном пространстве с конца 80-х годов. Пилоты в современных истребителях надевают прозрачные шлемы с датчиками, где для них проецируется в поле зрения информация в дополнение к реальному изображению.

Обычная жизнь также выигрывает от развития технологий. В архитектуре, инженерии, машино- и автомобилестроении все чаще используется компьютерное моделирование для экономии конструкций дорогостоящих моделей и прототипов.

Современная медицина также пользуется виртуальностью. Сложные случаи заранее репетируются на компьютере, во время операции органы отображаются в трехмерном виде, чтобы хирург мог лучше ориентироваться.

Психологи используют компьютерное моделирование для лечения пациентов со страхами – к примеру, высоты или полетов, – тревожностью и фобиями.

Многие из этих методов все еще находятся на исследовательском или начальном этапе, но ясно одно: жизнь в будущем будет разворачиваться в виртуальном пространстве.

Игра и жизнь в виртуальных сообществах

В области развлечений виртуальные пространства уже обычное явление. Индустрия компьютерных игр продвигается с помощью технических инноваций к виртуальности. Возможности вмешиваться непосредственно в игру становятся все более широкими, а графические изображения более реалистичными.

Есть возможность общаться через интернет с другими игроками, играть одновременно и создавать виртуальные сообщества. Это касается онлайн-ролевых игр, которые представляют собой не развлечения в традиционном смысле, а виртуальные параллельные миры.

Однако технические проблемы и нечеткие правовые условия охлаждают интерес к параллельному миру. И даже если однажды появится идеальный виртуальный мир, он никогда не сможет заменить настоящую жизнь: в конце концов, не все человеческие потребности могут быть удовлетворены виртуально.